Home

Выставка "Освобождение" в Гатчинском дворце

Date
Image
Выставка Освобождение Гатчина
Body

Выставка "Освобождение" стала третьей в цикле выставок (см. мои обзоры "Эвакуации" и "Оккупации"), организованных Гатчинским дворцом-музеем в год празднования 80-летия освобождения Гатчины. К сожалению, как это иногда бывает с продолжениями популярных фильмов, удержать высокую планку, заданную первыми двумя выставками, музею не удалось. И если в случае фильмов часто случается так, что из предыдующих сюжетных линий и судеб героев ничего поражающего воображение уже не выжать, то довольно внушительный объём материалов, относящийся к событиям конца января 1944 года в Гатчине, оказался почему-то невостребованным. Как я понял, виной всему был цейтнот, в котором оказалась организатор выставки, учёный секретарь дворца-музея Мария Кирпичникова. За отсутствием времени и ресурсов даже такому энтузиасту и классному специалисту, как она, подготовить достаточное количество материала оказалось крайне трудно.

Image
Карта минирования Гатчина

В первом зале выставки, который я подробно фотографировал в прошлые разы, всё осталось без изменений, и это скорее радует, чем огорчает. Напомню, что он посвящён раскопкам на местах массовых казней в дворцовом парке Сильвия. Из новых экспонатов там появилась довольно любопытная карта заложенных немцев при отступлении фугасов - так, например, если бы не своевременное вмешательство советских сапёров, то гигантская воронка от их подрыва могла бы до сих пор оставаться на месте нынешнего микрорайона "Аэродром".

В углу зала также появилась витрина с советской шинелью и маскхалатом того периода. Униформа и атрибутика меня всегда интересовали гораздо меньше, чем носившие их люди и истории их подвигов. Потому остановиться в музее я могу только у того предмета одежды, с которым связана какая-то уникальная история. В данном случае чистая, чуть ли не выглаженная шинель была принесена "для красоты", по принципу "вот такую форму тогда носили". Хотя даже из пошитой в наши дни исторической униформы можно было бы сделать более соответствующую тому времени экспозицию, опираясь на фотографии того времени (см.ниже) и воспоминания очевидцев: "Говорят, прорыв осуществляли новые части. В них молодцы лет по 20, атлеты, лыжники, все только с автоматами. Пленных не берут, с неистовой яростью дробят прикладами, режут, душат. Дима такой? Хороший тон у них — чтобы белый халат был побольше залит пятнами вражеской крови." (А. Болдырев, 24 января 1944, Ленинград)

Image
освобождение гатчины
Гатчина, Советская (Церковная) улица, 26 января 1944 года

Раскрашивать халаты под кровь было бы на грани хорошего вкуса, но грязный и рваный маскхалат как на этой фотографии, выставить было бы более уместно, чем парадный наряд "с иголочки".

Во втором зале, который и должен был представлять основную экспозицию "Освобождения", оказалось до обидного мало фотографий и экспонатов. С одной стороны, понятно, что если продолжавшуюся 2,5 месяца эвакуацию и длившуюся 2,5 года оккупацию можно представить конкретными материальными предметами, то освобождение, если его временной отрезок принимать как бои за город, длилось всего 3-4 дня. А в обычном человеческом восприятии это просто тот радостный день, когда в город наконец вошли наши войска. Но даже этому короткому моменту посвящено немало воспоминаний, трогательных, трагических, а порой и смешных историй, вроде той, о которой я рассказываю в этом ролике.

Image
гатчина солдаты читают
Красноармейцы читают освобождённым жителям Гатчины листовки. Гатчина, Проспект 25 января 1944 года. 1944/2021

Но к сожалению, почти ничего из этой россыпи фактов не было использовано. Даже фотографии солдат, штурмующих город и встречающих освобождённых гатчинцев, в сочетании с отрывками воспоминаний на 2-3 абзаца могли бы сделать выставку значительно более насыщенной в информационном плане. Как полная антитеза такому подходу на витрине стоит распечатка из пары десятков страниц воспоминаний машинописным текстом. Готов поспорить, что хотя бы пару страниц из них прочитает не более 2-3% посетителей.

Image
текст воспоминаний

Отдельно стоит сказать о стенде, посвящённом сотруднице дворца-музея Ирине Янченко, заботившейся о сохранении музейных сокровищ в блокадном Ленинграде. Мария Кирпичникова давно занималась её биографией, и сейчас у неё достаточно материалов для отдельной выставки о трагической судьбе этой женщины и её сына. Я думаю, из этой истории получилась бы интересная книга или хотя бы брошюра, в которой на примере одного человека рассказывалось о подвиге людей, спасавших культурное достояние страны. Но к сожалению, к теме этой выставки - освобождению Гатчины, эта история не имеет прямого отношения, так как Ирина погибла в августе 1943 года.

Image
янченко гатчина

Стена и потолок второго зала оформлены по-новому, и к счастью, в плане дизайна организаторам удалось поддержать уровень прежних выставок. Будто нарезанное на шредере чёрно-белое фото дворца и чёрно-белое небо выглядят хоть и прозрачными, но вполне уместными метафорами.

Image
стена зала
Image
небо гатчина

На другой стене повешены литографии с видами дворца и парка, а за витриной сделана художественная инсталляция в виде руин дворца и обломков статуй.

Image
руины

У противоположной стороны стоят ящики с плёнкой в качестве иллюстрации рассказа оператора Анатолия Погорелого, обнаружившего во дворце фильм "Чапаев" с немецкими субтитрами.

Image
ящики плёнка

В целом выставка получилась намного менее насыщенная предметами и иллюстрациями и оставляет ощущение то ли поверхностности, то ли недосказанности. С другой стороны, может быть это и есть оптимальный формат для тех посетителей, которые готовы лишь на 5 минут зайти в зал, окинуть взглядом экспонаты и пойти дальше смотреть на дворцовые красивости? Всё равно для получения полноценного впечатления нужен экскурсовод или аудиогид. Или хотя бы такие информационные панели, которые я приводил в пример в своём тексте о партизанской тропе.

Did you like it? Share!