Начиная с 20 июля 1942 года многие ленинградцы отмечали в своих дневниках необычно сильную даже по меркам блокады канонаду. Советские войска перешли в наступление на юго-западной окраине города, за несколько часов заняв село Старо-Паново. После многих месяцев бесплодных попыток хотя бы подвинуть линию фронта ударом изнутри блокадного кольца это был первый тактический успех. Бойцы 85-й стрелковой дивизии, бывшей 2-й дивизии народного ополчения, даже смогли "перевыполнить план" и на плечах отступающего противника ворвались в Урицк, ближайший пригород Ленинграда. К сожалению, закрепиться там не удалось из-за ошибок командования, и в дальнейшем продвижение в Урицке стоило Красной Армии больших пота и крови. Об этом я подробно рассказываю на своей экскурсии по Аллее Славы, которая проходит в районе Урицка.
Острие удара нашей армии пришлось на позиции "боевой группы Еккельна", носившей имя печально известного обергруппенфюрера СС Фридриха Еккельна - одного из самых безжалостных организаторов массовых убийств в Третьем Рейхе. В его именном подразделении, занимавшем позиции на самом юго-западе Ленинграда, воевала сборная солянка из идейных нацистов из оккупированной Европы от голландцев до норвежцев.
Большую же часть "группы Еккельна" в июле 1942 года составляли латышские "охранные батальоны", участвовавшие в массовых казнях евреев в Прибалтике и Ленинградской области. Именно на них пришёлся основной удар 20 июля. Ошеломлённые мощной артподготовкой и внезапным наступлением, многие солдаты 21-го латышского батальона обратились в бегство, а несколько десятков сдались ворвавшейся в их окопы советской пехоте. Для того, чтобы отпраздновать этот долгожданный успех для изголодавшихся по хорошим новостям с фронта ленинградцев, был организован марш пленных по улицам города. По крайней мере двоих солдат в латышской униформе, сразу слева и справа от красноармейца с винтовкой, вы можете видеть на этой фотографии.
Date
Содержимое