Home

Утраченный Петербург: "Дом-сказка"

Date
Image
дом сказка
Содержимое

Посещающие Петербург туристы нередко удивляются, как за два с половиной года блокады в Ленинграде смогло сохраниться столько исторических зданий. В этом случае я рассказываю о тактике немецких бомбёжек и артобстрелов, разнице между ущербом от авиабомб и снарядов, и добавляю, что в этом плане городу повезло больше, чем Гамбургу или Дрездену, превращённым в поля дымящихся руин армадами англо-американских бомбардировщиков. К счастью, авианалёты такого масштаба немцы организовать не могли. Кроме того, всю блокаду работали ремонтные бригады, сооружавшие временные подпорки на месте повреждённых и разрушенных несущих конструкций зданий, что позволило им простоять до более основательного ремонта в послевоенное время.

Вид Дрездена: 1945 и наше время

Историческому центру города повезло и после войны, когда ленинградские архитекторы взяли курс на тщательное восстановление его фасадов - благо, что в начале войны были сделаны обмеры наиболее выдающихся зданий. Если посмотреть на европейские города, сильно пострадавшие от боевых действий, Ленинград оказался одним из самых тщательно восстановленных. Там где в Европе безжалостно сносили старинные дома ради коммерческой застройки ("брюсселизация"), в Ленинграде старались их сохранить при всей склонности советской власти к утилитарному брутализму после хрущёвской критики "архитектурных излишеств".

Плакат ленинградского художника В.А. Серова, 1944 год

Тем не менее, реконструкция города не была буквальным возвращением к довоенному облику. Некоторые части города было решено "улучшить, дополнить и исправить" согласно современной архитектурной моде, а что-то было признано "недостаточно ценным". Некоторым зданиям удивительной красоты просто не повезло, так как пасьянс судьбы сложился не в их пользу. Одним самых печальных примеров такого невезения стал знаменитый на весь Петербург "дом-сказка". Так его окрестили жители Коломны - старинного района города, лежащего к западу от Крюкова канала.

Коломна на карте Петербурга

Здание это было построено как петербургский ответ дому Перцовой, известному многим москвичам "сказочному теремку" на Пречистенской набережной. Финансировал строительство золотопромышленник Кольцов (а по слухам - сам Григорий Распутин через подставных лиц), архитектором же стал Александр Бернардоцци. Подобно своему московскому прототипу, здание было богато украшено майоликовыми панно художника Сергея Малютина и всеми популярными в то время модерновыми деталями вроде резных каменных скульптур и нескольких видов штукатурной отделки.

Дом Перцова в Москве

Как и во многих домах Коломны, в нём сразу же поселились люди из богемной среды: всего в 5 минутах ходьбы находится Мариинский театр и не сохранившийся до наших дней "Луна-парк", где находился летний театр, мюзик-холл, варьете и несколько аттракционов. В двух минутах ходьбы от "дома-сказки" с 1912 года и до самой смерти жил Александр Блок, регулярно проходивший вдоль его фасада смотреть театральные постановки и кататься на американских горках. Вплоть до начала Великой Отечественной на первом этаже дома располагалась балетная школа, а в 1911-1912 годах одну из его квартир снимала знаменитая Анна Павлова.

Image
Дом-сказка
Рисунок дома
Дом Кольцова. Дореволюционная фотография
Image
Анна Павлова в доме-сказке
Анна Павлова в своей квартире в "Доме-Сказке"

В первую блокадную зиму дому не повезло загореться в последние дни января 1942 года - именно тогда, когда в городе остановили работу и хлебозаводы, и главная водопроводная станция. По некоторым свидетельствам, пожар был вызван не бомбой или снарядом, а от пожара в одной из квартир. Когда каждый был вынужден заботиться об отоплении сам, не имевшие денег купить правильно сделанную печку люди мастерили из подручного материала печки-"буржуйки", что приводило к многочисленным пожарам. Без доступа к воде, с разбитыми и сломанными пожарными машинами и едва стоя на ногах, пожарные Ленинграда не могли спасти город при всей своей отваге и самопожертвовании.

Тушение пожара Пулковской обсерватории под вражеским обстрелом, сентябрь 1941 года

Так пишет в своём дневнике об этом пожаре заместитель начальника Управления пожарной охраны Ленинграда Сергей Голубев: "28.01.1942. ...Пожары не утихают. Сегодня спалили прекрасный жилой дом № 60 на улице Декабристов. Не было бензина. Нет его и сейчас. Из двадцати пяти автонасосов в боевом расчете осталось только девятнадцать, из тринадцати автомехлестниц — в расчете одна. Это на огромный город, в котором происходит тридцать-пятьдесят пожаров каждый день." По свидетельствам местных жителей, дом горел более недели, и тушить его было некому и нечем.

Дом после пожара. Фото 1947 года
Image
дом после пожара
Дом после пожара. Фаса со стороны ул. Декабристов

В планы послевоенной реставрации дом так и не вошёл. Слишком далеко он находился от центральных магистралей, чтобы предстать перед жителями города символом возрождения Ленинграда. Несмотря на всю свою изысканную отделку, памятником архитектуры он не считался. Да и сложность воссоздания его гигантских майолик намного превышала расходы на ремонт других, более знаменитых зданий с более технически простой отделкой. В начале 1950-х годов обугленные стены здания были снесены и на его фундаменте построен стандартный на то время дом в стиле "сталинский ампир".

Декабристов, 60. Сейчас и тогда

Увы, висевший на углу керамический феникс с двухметровым размахом крыльев не стал залогом возрождения здания. Возможно, в отдалённом будущем, наши архитекторы возьмут пример с властей Будапешта, которые реконструируют уничтоженные в годы войны здания даже там, где на их месте были построены новые. Но пока что нам об этом остаётся только мечтать и вспоминать ушедшую в небытие "сказку" петербургского модерна.

Вам понравилось? Поделитесь!

Поиск по тегам