Вчера мне сразу несколько человек рассказали о фильме "Гатчина. Молчание Сильвии", который вышел на НТВ в День Памяти и Скорби. Поскольку я давно занимаюсь историей оккупации Гатчины и здесь выкладывал немало постов на эту тему, то пройти мимо фильма я не мог. Как вы уже догадались, ничего хорошего о его содержании я сказать не могу. В очередной раз наши телевизионщики нас не подвели и выдали очень дешёвую поделку, в которой визуальные ляпы соседствуют с совсем уж грубым перевиранием исторических фактов. Что ещё хуже, авторы явно не старались уяснить для себя логику и последовательность событий своего сюжета. Сравнивая этот фильм с творчеством Тамары Эйдельман, постепенно прихожу к довлатовскому выводу: "Советский-антисоветский. Какая разница." Впрочем, в этом разборе я не буду растекаться мыслью по древу и перейду сразу к фактологии.
Фильм начинается с рассказа о битве за Ленинград после прорыва немцами Лужского рубежа, что вполне логично и оправданно для целей рассказа об оккупации. Карта неумолимо покрывается цветом немецких войск, которые подобно разлитым чернилам устремляются к Ленинграду. По словам диктора, только у Красногвардейска они были впервые остановлены, причём именно танковой засадой Колобанова. Тот факт, что с середины июля по середину-конец августа к юго-западу от Ленинграда вовсю шло строительство Красногвардейского укрепрайона, полностью ускользнул от внимания авторов.
Именно на эту цепочку бункеров, дзотов, противотанковых рвов, окопов и прочих укреплений опирались советские войска на подступах к Красногвардейску. Впрочем, задача штурма рубежа с ходу для немцев в те дни не стояла, так как они в первую очередь стремились замкнуть кольцо окружения вокруг советских войск в районе Луги. Что касается боя Колобанова, то как я ранее писал, этот эпизод ставится под сомнение некоторыми современными историками, так как он не подтверждается ни немецкими документами о потерях, ни фотографиями. Через несколько минут словосочетание "Красногвардейский укрепрайон" всё же появляется, но без привязки к карте понять его значение неподготовленному зрителю почти невозможно. У меня туристы через раз спрашивают, что такое "цепочка укреплений" и как эти укрепления выглядят, а слово "укрепрайон" вообще птичий язык для большинства.
В первом же интервью сотрудник музея Константин Иванов пересказывает зрителям историю про уничтожение немецких солдат электричеством. Источник этой истории известен, и я не могу удержаться от того, чтобы процитировать хотя бы часть этого рассказа.
"С электрозаграждениями у Русско-Высоцкого связана история героической гибели бригады «Ленэнерго», управлявшей заграждениями в часы штурма фашистскими ордами Красногвардейского УР. Впервые информация об этом появилась на стендах в ведомственном музее «Ленэнерго» в бытность его на Марсовом поле, во времена СССР. В своих научных работах к.т.н. профессор В.Б.Груздев неоднократно описывал прочитанное:
...Ранним утром 9 сентября 1941 г. [в другом месте – «ранним августовским утром 1941 г.»] немецким командованием был поднят в атаку первый батальон пехоты. Фашисты бежали в атаку по влажной почве, совершая огромные шаги в подкованных металлом сапогах». Романов А.И. включил рубильник. На площади в сотни квадратных метров появилось высокое электрическое напряжение в 2000 вольт. Под это «шаговое» напряжение попали ничего не подозревающие гитлеровцы. В течение нескольких минут более 500 солдат и офицеров осталось лежать на сырой земле.
Ни огня, ни стрельбы не было со стороны русских. Противник опять поднимает в атаку свою пехоту, но тот же результат, гитлеровцы, громко вскрикнув, падали словно подкошенные. Немцы решили, что русские применили какое-то новое, секретное оружие, ибо они уже были напуганы смертельным огнём «Катюш», применённых нами под Оршей 15 июля 1941 г. В течение нескольких дней группа ленинградских энергетиков из пяти человек во главе с Романовым А.И. сдерживала наступление целого стрелкового полка гитлеровцев.
Наконец, немцы установили, что солдаты были убиты электрическим током, и тогда миномётным огнём они расстреляли всю площадь занятую электрозаграждениями. Погиб и Романов со своими товарищами".
Практически все упоминания об успешном поражении живой силы противника электрозаграждениями, которые я нашёл, были либо основаны на слухах, либо ссылаются на статьи, где говорится буквально следующее: "4 декабря были неоднократно отмечены большие броски тока, по которым можно предположить, что немцы пытались преодолеть электрозаграждения. Были ли потери, точно не установлено."
Было бы интересно прочитать основанное на документальных источниках исследование истории электрозаграждений, но пока что нет никаких оснований утверждать, что они сыграли сколь-либо значительную роль. Не говоря уж об одномоментном поджаривании целого батальона немцев на ключевом участке прорыва Красногвардейского Укрепрайона, который должен был быть зафиксирован хоть какими-то документами с их стороны.
В рассказе об обстреле Павловского собора уже не просто делаются ошибка - авторы начинают нести откровенную околесицу. Во-первых, купола и стены собора, хотя и были покрыты выбоинами, всё же не обрушились, и это видно на приведённой в самом фильме кинохронике. Даже в ходе боёв за освобождение Гатчины в 1944 году собор был повреждён, но не разрушен. И во-вторых - как могли люди быть убиты упавшими сводами, если они прятались в подвале? Так или иначе, никаких подтверждений этой истории нет ни в краеведческой, ни в научной исторической литературе.
Что касается Григорина, то сильно придираться я здесь не буду, только отмечу, что есть несколько версий его пленения немцами, и историю о вылазке в город за ранеными я слышу впервые.
Вальтера Шталекера с граммофоном комментировать тоже не буду - "художник так видит", хотя актёр действительно похож. Штаб айнзацгруппы размещался не в Гатчине, а в посёлке Дружноселье. А вот смерть Шталекера, которую показывают на 40-й минуте, была совсем иной. Фаворит Гейдриха и один из самых беспощадных эсесовцев схлопотал партизанскую пулю в задницу в 25 километрах от Великих Лук и умер от кровопотери на пути в Псков. Об этой истории со ссылкой на отчёт главного врача Айнзацгруппы "А" написал статью историк Павел Гаврилов. Как водится, такие статьи у нас не замечаются ни научными консультантами, ни тем более телевизионщиками. В книге The 'Final Solution' in Riga: Exploitation and Annihilation, 1941-1944, Andrej Angrick and Peter Klein указывается, что Шталекер умер в самолёте на пути в Ригу. Впрочем, это не столь существенно.
Очень хотелось бы узнать, где авторы смогли прочитать о Невском Пятачке то, что они говорят на 31-й минуте. Столь смелых утверждений о том, что в сентябре 1942 года он оставался "единственной надеждой Ленинграда" я не встречал нигде. Вообще можно сказать, что этот фильм одарил меня целой россыпью научных откровений и удивительных историй. Плацдарм был вновь захвачен тогда в рамках вспомогательного удара сил Ленинградского фронта, в то время как все надежды были связаны с войсками Волховского фронта, пытавшимися прорвать блокаду с восточной стороны блокадного кольца. Первая попытка высадки 3 сентября провалилась, а удалось высадиться на Пятачке только 26 числа того месяца, когда попавшим в окружение волховчанам помочь было уже нельзя. Никакое наступление с Пятачка в тех условиях успеха бы не имело, и плацдарм оставили "до лучших времён" как вспомогательный участок будущей операции по прорыву блокады. Почему авторы фильма об оккупации Гатчины внезапно решили направить луч своего кинопрожектора на этот уже не столь критически важный для истории блокады эпизод, совершенно не понятно.
Когда на 35-й минуте начинается рассказ о партизанских группах, авторы фильма окончательно путают всё и вся, и рассказ напоминает сразу два анекдота: про "Рабинович по телефону Битлз напел" и "не выиграл, а проиграл, не в покер, а в преферанс, но в остальном всё верно". Игоря Рыбакова, служившего при немцах переводчиком и передававшего партизанам от них информацию, причисляют к группе 25 подпольщиков, к которой он не имел никакого отношения. Если бы зрителям пришло в голову остановить кадр на мемориале подпольщикам, то они бы не смогли найти фамилии "схваченного и расстрелянного в июне 1942 года" Рыбакова. Игоря действительно расстреляли немцы, но это произошло 25 декабря 1943 года и с той группой его расстрел никак не был связан. Отдельно стоит сказать о том, что никаких документальных расследований, в которых бы проверялся факт радиограммы Надежды Фёдоровой и поражения немецких батарей не проводилось, однако она действительно была фактической руководительницей группы вместе с Шурой Дринкиной.
В реальности же 25 подпольщиков, готовившихся сбежать из города и присоединиться к партизанам, были выданы немцам агентом немецких спецслужб и воровкой Верой Воронцовой. Нашли её только через 20 лет после этих событий, причём органы заинтересовались её поисками только после того, как местный журналист написал статью о подпольщиках. В 1967 году в гатчинском Доме Культуры над ней состоялся публичный суд, который приговорил её к смертной казни. Через пару лет расстрел был заменён ей на тюремное заключение, и дальнейшая её судьба неизвестна.
В немалое замешательство меня повергла и история одновременной казни 250 человек на Рыночной площади в Гатчине, где им было бы довольно сложно расположиться. Ни в одном доступном мне материале я не встречал ни одного упоминания о такой акции.
На первый взгляд история преступления и наказания более чем заслуживает рассказа, но в фильме об этом нет ни слова. Создаётся впечатление, что авторы намеренно избегают темы предательства. Иначе бы они упомянули не только "белокурых эстонок" в борделях, но и коллаборационизм некоторых местных жителей, и сотрудничество нескольких врачей в уничтожении пациентов психбольницы в Никольском. Чем это может умалить подвиг партизан и подпольщиков или обесценить страдания народа, мне не понятно, но такая точка зрения действительно существует, и для меня она столь же непостижима, как какая-нибудь газообразная форма жизни. Как я не раз писал, каждый раз, когда очевидная вещь замалчивается по надуманным идеологическим причинам, она имеет свойство возвращаться, только уже в качестве оружия в руках фальсификаторов.
На этом я завершу основную часть своего разбора, и под конец отмечу мелкие детали и визуальные ляпы, которые не затрагивают основную канву рассказа, но которые можно считать "штрихами к портрету":
На 15.05 на компьютерном изображении, подражающем печально знаменитому отчёту Шталекера, написано "jedenfrei" вместо "judenfrei" (15.05), а слово "хильфсвиллиге" со смачной акцентуацией произносится как "хилфшвиллигер". Я весь фильм ждал появления условного "немецкого солдата на плакате к 9 мая", и на 51.50 создатели фильма его показали:
Если раньше любили немецкую технику выдать за советскую, то теперь наоборот. В роли зловещей баржи, на которой угоняют детей в Германию, у креативных создателей фильма выступил ладожский тендер, на котором эвакуировали население из блокадного Ленинграда начиная с 1942 года. Так что получился "советский солдат в роли немецкого". Это и составляет всю научную новизну данного фильма, говоря словами аттестационных комиссий.
Если присмотреться, то на нём даже виден советский военно-морской флаг с серпом и молотом и звездой.
В заключение хочется сказать, что фильм соответствует всем канонам современного подхода российских государственных музеев и масс-медиа к сохранению исторической памяти - точнее к её имитации, производству симулякра. Здесь и предельно поверхностный подход к очень серьёзной теме, и вопиющее пренебрежение к фактам, и неоднократно описанный мной подход "работы от эмоции". Слезу разыгранные сценки у несведущих людей выжимают, а что там было на самом деле - да какая разница? Народ доволен, уже пошли восторженные отзывы. Пришли фашисты и всех убили, что тут сложного? А кто не доволен таким рассказом небось сам фашист. Так и живём.